3. Базовые аккорды и их изменение в стиле фламенко


При расгеадо, в общем-то, происходит игра аккордами, но эти аккорды в гитаре фламенко редко бывают в их первозданном виде, к которым многие гитаристы, «чуть-чуть» играющие на этом инструменте, привыкли с самых первых своих шагов овладения инструментом.

Давайте на следующих примерах посмотрим (и поиграем!), как могут трансформироваться базовые аккорды при игре их стилем фламенко (то есть приемом расгеадо). Причем рассмотрим это на примере простого расгеадо, согласно постепенности подачи материала (не будем спешить, а то некоторые наши посетители не угонятся за нами).

Правда, теперь нужно будет производить удары на каждую восьмую долю пальцем i поочередно вниз — вверх по струнам. Счет: раз (удар вниз, начиная от басовой струны), и (удар снизу вверх по трем струнам) и так далее — четыре раза в одном такте.

Пример 1 (базовые аккорды):

Базовые аккорды при игре расгеадо

Пример 1: Базовые аккорды расгеадо

Прослушайте миди примера 1 и уясните его конечный темп (а начинать разучивание — в медленном темпе) и акценты.

Обратите внимание на схемы аккордов и расстановку пальцев левой руки в них (под названием примера). Аккорд Ля мажор (такт №4), который обозначается латинской буквой А, следует брать так: струны 4 и 3 прижимаются одновременно на втором ладу пальцем 1, а палец 2 прижимает на этом же ладу вторую струну (см. схему). В гитаре фламенко я не встречал иное взятие этого аккорда в расгеадо.

Не забывайте акцентировать (выделять по громкости) удары вниз на счет «два», «четыре». И еще рекомендую не усердствовать по громкости ударов снизу вверх (постарайтесь делать это как можно тише).

После изучения примера 1, переходите к примеру 2, где те же аккорды берутся в несколько ином варианте во второй половине каждого такта (изменяется один звук), что придает звучанию некоторое гармоническое оживление и слушается интересней.

Ноты и табулатура примера 2 (другой вариант базовых аккордов):

Вариант измененных аккордов

Пример 2: Изменения в базовых аккордах расгеадо

Также каждый аккорд можно сверить по схеме (как видим, теперь у нас в каждом такте по два аккорда — первоначальный и измененный). Измененные звуки выделены в нотах и на схемах красными точками. я думаю, ошибиться будет сложно.

Послушайте миди примера 2 и начинайте его играть.

Но и это еще не все. Мы можем, кроме того, что уже сделали, разнообразить свое расгеадо мелодическими звуками на первой струне (пример 3). В этом случае наш пример зазвучит еще ярче предыдущего. Все остальное оставляем, как в примере 2.

Пример 3 (добавление мелодических звуков в гармонический ход аккордов):

Добавление мелодии в аккорды

Пример 3: Изменения в базовых аккордах расгеадо за счет добавления высоких звуков

Добавляемые звуки на первой струне при игре обозначены на схемах аккордов и в нотном тексте зелеными точками. Для получения мелодического звука в третьем такте нужно будет взять баррэ.

Слушаем миди примера 3 и учим его.

Для того, чтобы полностью освоить такую методику игры расгеадо с различнми вариантами оживления гармонии, попробуйте выучить играть все выученные примеры, как одну цельную пьесу расгеадо.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

2,507 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

6. Мелодический этюд IV

Мелодический этюд IV

 

Следующий этюд для разучивания на гитаре вобрал в себя различную технику игры на гитаре, но основная его часть — арпеджио. И хотя нотный текст набран в редакторе без различий голосов, но разобраться, думается, сможет каждый, как его правильно играть.

А подсказочку мы все-таки дадим: до начала пассажей шестнадцатыми нотами каждая первая доля в верхнем голосе в четных тактах (№№2, 4 и так далее) должна звучать, насколько можно длинно. Правда, двенадцатый такт — исключение из этого правила. Задержите в его начале звучание последней ноты «До» предыдущего такта.

Мелодический этюд IV продолжает серию цикла этюдов для начинающих гитаристов.

Ноты этюда

Этюд Валерия Егорова

Этюд IV из цикла «Этюды для начинающих гитаристов» В.Егорова

Рекомендации по разучиванию этюда

Итак, что в этом этюде может оказаться сложным?

Во-первых, прием баррэ и полубаррэ, встречающиеся несколько раз. Во-вторых, для кого-то может показаться неудобным частая смена позиций в первой половине сочинения (но, как говорится, неудобно спать на потолке, а позиции менять на грифе гитары — распространенное  и обычное дело для гитариста).

Позиции обозначены в нотном тексте над нотами (I поз., III поз. и так далее). Они обозначаются в тексте без табулатуры (как в этом этюде). По табулатуре и так видно, где играть, на каких струнах. В нотах иногда приходится выбирать место взятия звуков (мы же пока помогаем определиться с этим). Кроме позиций, в некоторых местах указаны номера струн (цифры в кружочках рядом с соответствующими нотами).

Аппликатура правой и левой руки расписаны практически везде. Остается только играть и наслаждаться!

Безусловно, пассажи с шестнадцатыми нотами будут тяжелым испытанием для начинающих гитаристов. Чтобы их правильно сыграть, придется прибегнуть к счету на «раз-и, два-и». Иначе можно ошибиться и не попасть в такт, как часто выражаются музыканты (и не только они).

Особенно непреодолимым может оказаться такт №18, в котором переплетаются в музыкальной фразе различные нотные длительности, и даже имеются тридцать вторые ноты (последние две). Советуем совсем начинающим заменить эти ноты одной шестнадцатой.

Вот и все, что мы хотели сказать по поводу этюда. Теперь очередь за вами!



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

2,335 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

9. Родственный гитарный сайт


Многофункциональный сайт guitarbloknot.ru, который мы представляем на этой странице, существует не так давно, но уже наполнен большим количеством качественного контента на разнообразные гитарные темы.

Гитарный сайт

Скрин с боковой колонки сайта с рубриками

Но основной его задачей является бесплатное обучение игре на гитаре. Поэтому главные разделы сайта — авторские Школы классической, фламенко и рок гитары. А каждый из этих разделов удобно подразделяется на несколько Курсов: от уроков для начинающих и так далее до продвинутых классов обучения (см. изображение скриншота с боковой колонки сайта, на котором можно видеть заголовки подрубрик по Классу классической гитары).

Каждый курс, в свою очередь, имеет 3 десятка серьезных уроков с многочисленными нотными примерами, наглядными иллюстрациями, фотографиями и миди файлами нотных примеров. Трудно найти сейчас в сети подобный сайт, где БЕСПЛАТНО можно пошагово учиться играть на гитаре, где так подробно преподносится любой новый материал.

Примечательно, что администрация сайта не забыла и о дворовых гитаристах. Им также адресуется в помощь один из разделов. Имеется раздел для тех, кто аккомпанирует голосу. Найдут здесь интересное для себя и те, кто любит петь популярные песни под гитару.

На сайте расположено уже огромное количество нотного материала для гитары, в том числе и авторского (композиции и обработки). Со временем сайт должен превратиться в портал для гитаристов различных направлений — это неизбежно!

Посмотрите небольшой ролик о сайте guitarbloknot.ru




Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

7,412 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

5. Мелодический этюд III для классической гитары

Этюд на известную тему

Продолжаем наши уроки игры на классической гитаре. Предлагаем выучить на этот раз небольшую обработку под этюд знакомой многим мелодии (она использовалась в кинофильме «Офицеры» 1971-го года выпуска с Юматовым и Лановым).

Этот этюд для гитары нацелен, в первую очередь, на отработку аккордового ведения мелодии и сопровождения. Именно с этой целью он и создан.

Ноты и табулатура этюда

Посмотрим сначала нотный и табулатурный текст.

Этюд III для гитары

Этюд III из цикла «Этюды для начинающих гитаристов» В.Егорова

Рекомендации по разучиванию этюда

Основные моменты игры:

  • Не торопиться, темп довольно спокойный. В последнем такте обратите внимание на смену темпа: 104 (темп всего произведения)>80 (для продления длительности последнего аккорда ля минор)>130 (быстрый заключительный проигрыш, основанный на тонической гармонии)>90 (интонационная задержка последнего звука). Прослушайте, как это звучит в МИДИ ЭТЮДА.
  • Старайтесь, чтобы аккорды звучали полным составом (все взятые ноты должны звучать). Применяйте, где вам захочется по смыслу, прием арпеджиато к извлечению аккордов. А в такте №6 для последнего аккорда оно просто необходимо!
  • На первой доле такта №7 большой палец извлекает одновременно звук баса на пятой струне и мелодический звук на четвертой струне. Потренируйте такой прием (он схож с арпеджиато большим пальцем на двух струнах).
  • В такте №4 на последних двух долях выделите красивый переход к ре минорному аккорду в сопровождении.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

2,396 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

7. Ритмическое упражнение для гитары с баррэ


Первое упражнение с баррэ и полубаррэ. Полубаррэ — это одновременное прижатие указательным пальцем левой руки только части струн (три-четыре, иногда только двух струн). В этом упражнении все места, где нужно прижимать полубаррэ (их большинство), обозначаются вертикальной чертой в нотном тексте с подписью, например, 1/2BII. Это означает собственно полубаррэ (1/2B) и лад прижатия (II).

Полное баррэ встречается только один раз (такт №3) и обозначается, как BIII (баррэ на III ладу). В этом случае нужно прижать все шесть струн. Кстати, прижатие пяти струн также можно назвать полным баррэ, хотя в некоторых нотных изданиях прижатие пяти струн обозначается как 5/6B, четырех струн — как 4/6B (или 2/3B). Но мы последними заморочками заниматься не будем, потому что и без них хитростей хватает.

Ноты и табулатура упражнения:

Упражнение для гитары

Перед разучиванием упражнения просмотрите внимательно весь текст и отметьте все места, где нужно брать баррэ.

Обратите внимание на 32-е ноты в тактах №№1, 8 и 9. Бояться их нечего, потому что это играется приемом арпеджиато.

Ритмическая часть упражнения играется отрывисто (стаккато) и триольными длительностями.

Слушайте МИДИ УПРАЖНЕНИЯ и учите его.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

2,038 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

4. Мелодический Этюд II для гитары

Мелодический этюд В.Егорова

Продолжаем знакомство с творчеством Валерия Егорова и его циклом этюдов для начинающих гитаристов, о котором было рассказано в прошлой статье. На этот раз представляем интересный этюд для гитары, состоящий из двух частей. Давайте взглянем на него.

Ноты и табулатура мелодического этюда II

Этюд для классической гитары В.Егорова

Рекомендации к разучиванию этюда

В первой части этюда (до репризы) аккорды, перед которыми стоит вертикальная извилистая линия, играется приемом арпеджиато. Рекомендуется все аккорды сыграть этим приемом. Для тех учеников, кому не известно арпеджиато, можно посоветовать играть аккорд, как он есть (все звуки извлекать одновременно).

Баррэ

В тональности Ми минор, в которой написан этюд, один из аккордов приходится брать приемом баррэ (в нотном тексте имеет обозначения BII, BVII). И от этого никуда не уйти. Аккорд называется Си мажорный септаккорд (В7). Также приемом баррэ берется в такте №8 аккорд Си мажор (В) в VII позиции. А в такте №10 вы встретитесь с полубаррэ, обозначенным 1/2ВV, для взятия аккорда ля минор (Am).

Расшифровка обозначения баррэ

В обозначении BII буква латинская буква B указывает на сам прием баррэ, а римская цифра II (как и любая другая цифра) — это лад на грифе гитары, на котором нужно прижать все струны одновременно указательным пальцем левой руки. Обозначение 1/2BV указывает, что нужно прижать только 3-4 струны, начиная с первой (полубаррэ), на V ладу (или на любом другом).

Начинающим стоит знать, что баррэ редко применяется только с участием одного указательного пальца (в полубаррэ такое встречается чаще, как, например, в нашем случае на V ладу). Одновременно с прижатием всех струн указательным пальцем в построении аккордовых звуков участвуют и остальные пальцы. Баррэ нужно рассматривать как передвижной верхний порожек грифа гитары, возле которого оставшиеся пальца строят тот или иной аккорд по подобию так называемых «открытых аккордов» на первых ладах (без баррэ).

Кажется, все рассказали. Остается только послушать МИДИ ЭТЮДА II и начать его разучивание.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

1,060 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

3. Мелодические этюды В.Егорова для классической гитары

Этюды для гитары В.Егорова

Представляем для ознакомления мелодические этюды для классической гитары Валерия Егорова. Они являются частью большого цикла «Этюды для начинающих гитаристов», который автор постоянно пополняет новыми сочинениями. Отличаются этюды присутствием обязательной мелодической линии. Их можно вполне отнести и к коротким пьескам (все этюды цикла не более 8-12 тактов). Как говорит автор, эти этюды — пьесы одного дыхания.

Ноты и табулатура Этюда I

Этюд I В. Егорова для классической гитары

Этюд I из цикла «Этюды для начинающих гитаристов» В.Егорова

Рекомендации по разучиванию этюда

Чтобы правильно передать музыкальную мысль этюда и выделить  акцентами с плотным звуком нужные ноты (имеют знак > в тексте), нужно в первых трех тактах играть эти ноты приемом апояндо. Причем, не обращать внимание на то, что струны, на которые будут опираться пальцы после звукоизвлечения, участвуют сразу же за этим в сопровождении мелодии (средние голоса). Ради хорошего основного звука стоит пожертвовать звучанием второстепенных голосов.

Само собой разумеется, что в следующих тактах акцентированные двузвучия исполняются приемом тирандо (многоголосие приемом апояндо исполнить нельзя).

В этюде встречаются два легатных форшлага (такты 2 и 8), которые исполняются путем скольжения указанных в тексте пальцев левой руки. Кто не знает пока, что такое форшлаг (маленькая нотка рядом с основной, соединенная с ней легатным знаком), может опустить этот музыкальный эффект.

Прослушайте МИДИ ЭТЮДА.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

7,053 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

6. Веселый ручей: упражнение апояндо

Арпеджио приемом апояндо

Продолжаем развитие пальцы левой руки прижатием струн на грифе гитары, начатое нами на предыдущем странице рубрики упражнений для классической гитары.

На этот раз выучим упражнение апояндо, являющееся упражнением №14 и названное «Веселый ручей», напоминающее переливчивостью звуков этого весеннего проказника, бегущего от камушка к камушку, от бугорка к низинке.

Арпеджио

Упражнение выполнено в виде арпеджио-апояндо. Вообще-то, апояндо как прием звукоизвлечения, предполагающий опору пальца после действия на соседнюю струну, редко используется в арпеджио, но в случае нисходящего движения оно возможно.

В нашем упражнении мы как раз встречаемся с нисходящим видом арпеджио. И хотя здесь не совсем чистое нисходящее движение звуков (особенно, на третьей и четвертых долях), но рекомендуется исполнить все упражнение только приемом апояндо с самого начала и до конца.

Ноты и табулатура упражнения №14

Арпеджио-апояндо

 

Рекомендации к разучиванию упражнения

  • Правая рука играет арпеджио только приемом апояндо.
  • Выделять каждую первую ноту всех тактов.
  • В левой руке нужные аккорды, меняющиеся с каждым тактом, следует стараться брать сразу обеими пальцами левой руки (в тех аккордах, где участвуют два пальца).
  • Будьте внимательны! Обратите внимание на красные восклицательные знаки над некоторыми нотами: они указывают смену пальцев в аккорде внутри такта (а в такте №9 даже две ноты на последней доле меняются — Ля на Соль и «чистый» звук До на До-диез). Ноту До-диез нужно прижать пальцем 3 левой руки.
  • Важно: прижатые струны держать до тех пор, пока не нужно будет переставить пальцы на другой аккорд. При этом в некоторых тактах один и тот же звук может присутствовать в двух аккордах (в этом случае также не снимайте палец). Нужно экономить свои движения.
  • Прослушайте МИДИ упражнения.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

1,224 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

8. В чем отличия классической гитары от акустической?

Найдите 10 отличий.

Давайте попробуем определить 5 основных отличий классической гитары от акустической. Признаюсь, что я придумал эту цифру наобум. Но уверен, что найду именно столько отличий.

Отличие 1. Струны.

На классическую гитару ставят нейлоновые (синтетические) струны, первые три из которых (самые тонкие) похожи на толстую леску для ловли рыбы. Низкие струны (басовые) с виду напоминают обыкновенные, в оплетке, но внутри оплетки — множество синтетических волокон.

На «акустике» — металлические струны. Некоторые приемы игры на этой гитаре невозможны при применении синтетических струн (подтяжки, или «бенды», как их называют в рок-гитаре).

Отличие 2. Размеры корпуса.

В этом тоже гитары отличаются (хотя не всегда явно). Но все же… В основном, «акустика» имеет более массивный корпус, нежели ее прародительница, имеющая, в свою очередь, более изящные формы корпуса.

Отличие 3. От размеров и струн зависит звук.

Отсюда, от размеров корпуса и материала струн, зависит и звучание гитары. У классической гитары более нежный, мягкий и глубокий тембр. У акустики, где металлические струны резонируют в огромном корпусе, звук громче (этим он привлекает многих начинающих гитаристов, которые не разобрались в истинном, музыкальном, без металлических привкусах, звуке). Более музыкальный звук — у классической гитары.

Отличие 4. Комфортность игры.

Наиболее комфортна в обучении игра на классической гитаре. Нейлоновые струны не создают таких болевых ощущений и деформаций подушечек пальцев левой руки, которые присущи акустической гитаре с металлическими, более жесткими, струнами. Боль в пальцах и кровяные мозоли — одна из самых основных причин отказа от обучения на гитаре.

Отличие 5. Гриф гитары.

У классической гитары более широкий и, кажущийся внешне, массивный гриф. У акустики, в зависимости от модели, он суженный, напоминает гриф электрогитары. Очень важно знать, что гриф у «акустики» имеет усиленное крепление, а у классической — нет. Поэтому не вздумайте ставить на классическую гитару металлические струны! У них сила натяжения огромная, что может привести к поломке гитары.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

953 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Урок 7. «Перебор» струн гитары пальцевым методом.

Перебор правильно называется «арпеджио».

Вообще-то, перебор струн гитары правильно называется «арпеджио», но среди гитаристов, особенно дворовых, это называют именно так. Вспомните сами — наверняка вы слышали фразу, обращенную к местному гитаристу на каких-нибудь молодежных посиделках, типа такой: «Сыграй, пожалуйста, что-нибудь перебором!»

Но как бы это не называлось, а результат действия один — пальцы музыканта последовательно перебирают струны гитары и возникает замысловатая вязь звуков, приятная слуху, иногда грустная, а порой очень ритмичная, заставляющая непроизвольно двигаться в одинаковом порыве почти всех слушателей.

Обозначение пальцев правой руки.

Для того, чтобы учиться перебору по нашим упражнениям, нужно запомнить обозначение пальцев правой руки, которые этим как раз и занимаются. Лучше всего это будет понятно по следующему изображению.

Пальцы правой руки гитариста

Виды переборов на гитаре.

Существует большое количество различных переборов на гитаре и описывать их все не имеет смысла. Мы их просто сгруппируем в несколько основных видов, используемых наиболее часто на акустической гитаре по движению звуков. Вот эти виды переборов (арпеджио).

1. Восходящее арпеджио.

Имеет типичный вид следующего движения звуков (один из вариантов).

Арпеджио на гитаре

То есть, звуки восходят, начиная от баса, снизу вверх по их высоте. Кроме четырех звуков (четыре струны и четыре пальца), в восходящем арпеджио могут участвовать и три, и более четырех звуков (соответственно, струн).

В арпеджио из трех струн участие принимают три пальца, а в арпеджио с более четырех звуков — те же четыре пальца (больше их все-равно нет). Мизинец в игре не участвует.

2. Нисходящее арпеджио.

В этом виде арпеджио звуки начинаются или с самого высокого, а заканчиваются самым низким, или начинаются с баса, а потом следует самый высокий и далее — к низкому.

Например, так:

Арпеджио для гитары 2

3. Смешанное арпеджио.

Этот вид арпеджио вобрал в себя и восходящее, и нисходящее арпеджио. Такое арпеджио, обычно, состоит из нескольких звуков восходящего и нескольких звуков нисходящего арпеджио, являясь их смешением. Вариантом много. Вот один из них для понятия:

Смешанное арпеджио для гитары

Начинаться такое арпеджио может не только с низкого, но и с высокого звука и им же заканчиваться. Число струн при любом виде арпеджио может быть самым разным, от трех и более.

Еще несколько видов арпеджио мы рассмотрим чуть позже, а пока потренируемся с этими тремя видами.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

1,445 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

5. Арпеджио на прижатых струнах.

Пора прижимать струны.

Пора приступить к разучиванию арпеджио на прижатых струнах.

Следующее упражнение построено так, что в каждом его такте обязательно прижимается одна струна на том или ином ладу, причем, или в басу, или в верхнем голосе.

Используем пока два пальца.

Пока для прижатия струн используем только два пальца левой руки: первый (указательный) и второй (средний). Их номера в нотах соответственно 1 и 2 (цифры около нот).

Ноты и табулатура упражнения.

Арпеджио для гитары

Как правильней прижимать струны?

Старайтесь прижимать струну подушечкой пальца (самым кончиком его) так, чтобы след от струны на подушечке был параллелен концевой линии ногтя. При этом последняя фаланга должна быть перпендикулярна поверхности грифа гитары. Место прижатия — ближе к порожку, к которому прижимается струна.

Обязательно контролируйте каждое свое движение левой рукой, не забывая, конечно, о правилах извлечения звуков правой рукой (здесь нужно быть похожим на Юлия Цезаря, который, по слухам, мог одновременно делать несколько дел).

Левая рука.

Кстати, правая рука играет арпеджио приемом тирандо (кроме баса).

Бас на всех струнах извлекается с опорой на соседнюю струну. Исключением являются такты 11, 14 и 15, в которых четвертая струна, будучи басом, соседствует с третьей струной, на которой исполняются следующие звуки арпеджио. В таких случаях, как мы знаем, нельзя использовать в басу прием звукоизвлечения с опорой.

Слушаем МИДИ УПРАЖНЕНИЯ и учим его.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

1,057 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

2. Этюды для гитары разных авторов.

Оригинальные этюды гитаристов для гитаристов.

На этой страничке мной подобраны этюды для гитары разных авторов (Каркасси, Джулиани и Агуадо), схожие чем-то друг на друга: арпеджио, аппликатура, позиции, гармония. Тем более, что этюды все оригинальные, то есть, написанные гитаристами именно для гитары.

Этюд первый: Маттео Каркасси.

Этюд для классической гитары

Рекомендации по исполнению этюда Каркасси.

Левая рука.

Не спешите убирать пальцы, прижимающие звуки баса — пусть звучат полной длительностью и даже дольше, до тех пор, пока прижатый палец не будет мешать извлечь другой звук на этой струне или же создастся неудобство или невозможность его дальнейшего удержания (смена позиции, смена гармонии, куда этот звук не входит и другое).

Чтобы стало все понятно, приведу один пример, проясняющий вышесказанное. Например, бас «до» на пятой струне в первом такте этюда (вторая доля) нужно держать пальцем 3 (безымянным) до конца такта и снять палец только для взятия аккорда второго такта. При этом другие пальца продолжают прижимать следующие звуки басовой линии (палец 3 им не мешает). Тем самым мы добиваемся независимости пальцев левой руки и развиваем эластичность ее кисти.

Правая рука.

Бас, по-возможности, извлекайте с опорой на соседнюю струну, то есть, это можно сделать на пятой и шестой струнах. На четвертой струне — без опоры.

Звуки арпеджио извлекайте приемом тирандо.

Старайтесь придерживаться указанных динамических оттенков.

Этюд второй: Мауро Джулиани.

Этюд для классической гитары

Рекомендации по исполнению этюда Джулиани.

В общем-то, рекомендации те же, что и для этюда Каркасси, но посоветую следующее: первый легатный звуки последней доли арпеджио (в первом такте — это «до» второй октавы на первом ладу второй струны) исполняйте приемом апояндо. Эти звуки во всех тактах извлекает палец m (средний) правой руки.

А также следите, чтобы легатные звуки были равномерные по длительности (начинающие часто спешат с выполнением приема легато) — дайте отзвучать свою длительность первому залигованному звуку.

Этюд третий: Д. Агуадо.

Этюд для гитары

Рекомендации по исполнению.

Этюд посложней двух предыдущих, так как арпеджио проходит то на средних струнах (4, 3, 2-й), то на высоких (3, 2, 1-й). При этом часто меняются позиции на грифе гитары. Работы для левой руки заметно больше.

Для правой руки рекомендации все те же — арпеджио извлекать приемом тирандо, бас, где возможно, — с опорой на соседнюю струну. Правда, возможностей для игры баса приемом апояндо совсем немного.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

3,073 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

4. Разучим вальс для гитары (пьеса №4).

Пьеса №4.

На очереди — вальс для гитары, автор которого известный издатель разнообразных гитарных учебных методик Мел Бэй (Mel Bay), с которыми вы, возможно, встречались в Интернете.

Не очень трудная пьеса, с обозначением аппликатуры правой и левой руки (как раз для начинающих, но только не для первых уроков, так как имеются технические приемы, для отработки которых требуется некоторое время обучения).

Ноты вальса и рекомендации по разучиванию:

Вальс для гитары классики

Басовые ноты нужно извлекать большим пальцем правой руки (они не подписаны буквой P, но это — все ноты со штилями вниз).

Думаю, что с правой рукой у вас проблем не будет. Звукоизвлечение — тирандо в мелодии и одновременного с ней баса. Одиночные звуки баса, конечно, нужно извлекать с опорой на соседнюю струну (апояндо).

В первом такте аппликатура левой руки в игре басовых нот следующая (палец 1 стоит на второй струне, где извлекается звук мелодии):

  • первую ноту баса прижимает палец 2 на четвертой струне;
  • вторую нота баса — палец 3 на шестой струне;
  • третий басовый звук — палец 4 на пятой струне.

Далее принцип игры левой рукой станет понятным и без моих подсказок.

Смена тактового размера.

Интересный момент наблюдается: во второй половине меняется тактовый размер пьесы с 3/4, характерный для вальса, на нестандартный для него размер 4/4. Однако, я скажу, у меня уже были такие встречи. Так что не удивляйтесь в музыке ничему, иногда бывает и такое, что, вроде, похороны и все скорбят, но музыку при этом поют почему-то, по нашим понятиям, не к месту жизнерадостную. Или, другой пример, слова в песне про то, как замерзает ямщик («Степь да степь кругом»), но гармония мажорная, хотя многие знают, что для грустных песен больше подходит минорная гармония.

В общем, учите вальс, а потом удивляйтесь!



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

2,343 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Урок 6. Диапазон гитары.


Для того, чтобы можно было ориентироваться в возможностях гитары как музыкального инструмента необходимо знать его звуковой диапазон.

По сравнению гитары с фортепианной клавиатурой мы ее диапазон сможем уяснить по следующему рисунку:

Диапазон гитары по сравнению с фортепиано

 

Напоминаю: чтобы посмотреть рисунок в удобном формате, нужно щелкнуть по нему мышкой.

Диапазон гитары, конечно, уступает диапазону фортепиано и составляет три полных октавы плюс пять звуков четвертой (то есть, без двух звуков четыре октавы). Скажу так — этого достаточно, чтобы играть очень серьезные вещи и называться академическим музыкальным инструментом, каким классическая гитара и является.

Кроме того, очень часто гитара перестраивается (шестая струна на целый тон ниже — в звук Ре и таким образом получаются дополнительных два звука — Ре и Ре-диез). Это в нижнем регистре, а для получения более высоких звуков имеются такие гитарные фишки, которые называются «флажолеты«, которые не только расширяют высотный диапазон инструмента, но и обогащают своим необычным звуком ее самобытный, ни с чем не сравнимый тембровый колорит.

Возможность получения одних и тех же звуков на разных струнах позволяет играть одинаковые музыкальные фразы в разных местах грифа гитары (в различных позициях, как говорят гитаристы), что также изменяет тембровую окраску произведения.

В общем, гитара — это очень своеобразный инструмент и научиться использовать все его технические и музыкальные возможности является, хоть, и не простым делом, но интересным!


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

4,180 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

2. Расгеадо с акцентами.


Музыка фламенко — это очень эмоциональное искусство со сложными акцентами, которые не всегда может понять начинающий гитарист. Что ж, давайте будем привыкать к этому… И первый пример — расгеадо с акцентами, представленное ниже:

Расгеадо с акцентами

Каждый такт состоит из двенадцати четвертных долей, образующих так называемый КОМПАС (метроритмическую формулу в музыке фламенко).

Счет одного такта нужно вести так: раз-два-три, раз-два-три, раз-два, раз-два, раз-два. Каждый выделенный жирным шрифтом счет нужно акцентировать (выделять громкостью исполнения).

Послушайте МИДИ РАСГЕАДО, в котором добавлен ударный инструмент и явно слышны акцентированные доли. Это поможет вам разобраться с правильностью игры упражнения.

Внимательно следите за моментами смены аккордов (в каждом такте применяются четыре разных аккорда, причем, в первых двух тактах — одна группа аккордов, а в следующих двух тактах — аккорды другой группы, отличной от первой). Как поставить аккорды, вам подскажет табулатура.

Но не точность аккордов является главным в упражнении. Главное — это привыкнуть к ритму с неравномерными акцентированными долями. Акцентируются 3, 6, 8, 10 и 12-я доли каждого такта. Такое построение ритма характерно для многих форм музыки фламенко и нужно его обязательно запомнить.

Рекомендую сначала просто научиться простукивать пальцами акцентированный ритм упражнения (или прохлопать в ладоши). После этого запомнить смену аккордов и начинать учиться играть. Удары указательным пальцем правой руки по струнам производить только сверху вниз от нужного басового звука, как и в предыдущей статье раздела о простом расгеадо.
Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

1,039 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

3. Сентиментальная пьеса для гитары №3.


Немного сентиментальных чувств вам навеет, надеюсь, пьеса для гитары №3. Она не сложней предыдущей пьесы, но и не легче.

Сентиментальная пьеса для гитары (начало)

Сентиментальная пьеса для гитары (окончание)

Есть, конечно, несколько специальных рекомендаций по технике игры этой пьесы, которые невозможно указать в нотном тексте:

  1. Все басовые ходы, аналогичные первому такту пьесы, нужно играть только большим пальцем правой руки с опорой на соседнюю струну.
  2. Звуки аккорда от предыдущих арпеджио (возьмем для примера такты 2 и 3) старайтесь сохранять, то есть, в такте №3 не снимайте пальцы левой руки с прижатых струн для арпеджио такта №2, а басовую мелодию такта №3 играйте свободными пальцами левой руки.
  3. Каждое арпеджио играйте четко приемом тирандо, следя за качеством каждого звука! Не разгоняйтесь на арпеджио, держите первоначальный темп — и все будет красиво.
  4. Акцентируйте указанные ноты, потому что они «делают» основной смысл пьесы.
  5. Во второй части пьесы происходит смена тональности с ля минора на ми минор. Не забывайте о том, что звук Фа при ми миноре нужно брать повышенным на половину тона (Фа диез).

И, как всегда, прежде чем начинать учить пьесу, послушайте ее МИДИ.
Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

1,287 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

1. Простое расгеадо.


Расгеадо в гитаре означает аккордовая игра способом удара по струнам вниз или снизу вверх одним или несколькими пальцами одновременно или поочередно. Такой прием можно условно разделить на два обширных по ритмическим рисункам типа: простой и сложный.

Начнем, конечно, с простых примеров, первый из которых — удар указательным пальцем по струна сверху (от басовых струн) вниз:

Простое расгеадо на гитаре

Как выполнять? — Большой палец правой руки расположите на шестой струне, указательный палец приготовьте удара по струнам вниз. этого упритесь ногтевой фалангой указательного пальца в основание большого пальца так, как вы это делаете, чтобы запустить щелчком в кого-нибудь бумажным шариком или хорошенько треснуть по макушке (не прибедняйтесь — наверняка вы это не раз проделывали).

Перед ударом по струнам не забудьте взять нужный аккорд на грифе пальцами левой руки. Пальцы левой руки соответствуют номерам ладов по табулатуре: если, например, на четвертой струне (на табулатуре четвертая струна — это четвертая линейка сверху) стоит цифра 2 (смотри такт №1), то нужно именно пальцем 2 левой руки (средний палец) прижать четвертую струну на втором ладу.

Удар-щелчок нужно стараться производить резко, стараясь попасть по всем нужным струнам, начиная (на протяжении всего примера) с четвертой струны. После удара указательный палец быстро возвращается на исходную позицию — к основанию большого пальца следующего удара.

Аккорды меняются каждый такт.

Играйте медленно и четко считайте доли «раз-два-три-четыре».

Послушайте МИДИ упражнения и начинайте тренироваться.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

829 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

2. Пьеса для гитары №2.


Следующая пьеса для гитары по сравнению с пьесой №1 предыдущей страницы требует неплохого владения инструментом и хорошего чувства ритма. Вся ее сложность заключается именно в правильном понимании ритма и в умении расставить акценты на тех звуках, которые обозначены как акцентируемые (знак >).

Пьеса №2, для гитары (начало)

Окончание пьесы №2

В тактах 5 и 6 на последних долях применяется удар по струнам, первый из которых пальцами am (безымянным и средним) одновременно вниз начиная с четвертой струны (чтобы задеть басовый звук на этой струне), а второй удар — указательным пальцем (i) снизу вверх по трем струнам. Все остальное в этих тактах извлекается щипком, как и в первых трех тактах.

Кроме щипкового и ударного аккордового звукоизвлечения в пьесе применяется арпеджио, которое нужно играть приемом тирандо. Басовые звуки в арпеджио попробуйте играть апояндо. Если возникнут трудности с этим, то бас можно извлекать тирандо, но тогда он будет менее плотным и поэтому позже, с опытом, можно вернуться к пьесе и сыграть ее согласно рекомендациям.

В процессе обучения игре на гитаре старайтесь использовать прием апояндо почти везде, где это возможно, даже в тех местах, где извлекаются одновременно бас и голос мелодии (в этом случае голос берется апояндо, а бас — тирандо). Арпеджио играются, в основном тирандо, кроме нисходящих. Я об этом еще неоднократно буду напоминать. Но лучше, если вы сразу в этом разберетесь и будете правильно использовать в своем музицировании.

Прослушайте МИДИ ПЬЕСЫ.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

1,226 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

2. Лютневая музыка XVII века.


Продолжаем знакомить своих посетителей с музыкой далекого от нас времени: лютневая музыка в обработке для гитары, начатой нами на предыдущей странице. Только здесь размещаем музыку авторов XVII века.

========================================

Пьеса №1. Неизвестный лютнист XVII века оставил нам в наследие такую вот красивую мелодию менуэта:

Менуэт

========================================

ПЬЕСА №2. Очень известный гитарист и композитор Гаспар Санц (он же — Санс, он же — Санз) (1640-1710), писавший и для лютни, и для гитары.

Композитор, лютнист, гитарист, поэт Гаспар Санц

Ноты для гитары Г. Санца

Если найдутся те, кто возразит, что эту маленькую пьесу Санц написал для гитары, то я спорить не стану… Но разве в этом дело?

========================================

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

1,431 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

1. Лютневая музыка XVI века.


Лютневая музыка очень хорошо ложится на гитару, так как лютня — одна из ее прародительниц (гитара, вообще, имеет много музыкальных инструментов в своем историческом родстве).

В гитарной мировой музыке имеется большое количество лютневых переложений, особенно XVI-XVIII веков. Объясняется это тем, что до XVI века имеется ничтожно малое количество записей лютневых партитур (в основном она использовалась, как аккомпанирующий инструмент), а в XIX веке — уже утратила свое значение.

К тому же самым распространенным видом лютни в XVI веке была шестиструнная (со сдвоенными струнами), а ее строй был близок к современной классической гитаре, появившейся в своем виде только на рубеже XVIII-XIX веков.

Шестиструнная лютня

Именно поэтому пришло решение внести в раздел Гитарная музыка обработки  произведений лютневых композиторов. На этой странице таковыми будут музыканты XVI века.

Пьеса №1. Эммануэль Адриенссен (фламандский лютнист и композитор):

Пьеса  лютни 16 века в обработке

Можно послушать МИДИ ПЬЕСЫ.

====================================

Пьеса №2. Адриан Ле Руа (французский лютнист, гитарист и композитор):

пьеса   и лютни

Честно говоря, не знаю, была написана эта пьеса или лютни, так как Адриан Ле Руа одинаково хорошо владел обоими инструментами.

====================================

Пьеса №3. Неизвестный автор:

Пьеса 16 века  лютни и

Уже посложней пьеса по сравнению с двумя предыдущими, так что — растем!

=====================================

На следующей странице раздела вы можете проникнуться лютневой музыкой XVII века.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

9,970 просмотров всего, 20 просмотров сегодня